alexkrm: (poirot)
[personal profile] alexkrm
Вдогонку к предыдущему и в связи с вот этим постом у Митрича.
Тут проблема. Причем многослойная, чего, как правило, стараются не замечать.
Три, с моей точки зрения, главных слоя я вкратце опишу.

Слой первый: материальный.
Начнем так: от первого закона об авторском праве (Статут королевы Анны, 1710) и вплоть до Бернской конвенции 1886 года как минимум, авторский труд - это реально сложный и тяжелый ручной труд. Вот что касается тех, кто работал со словом - буквально. И счастье было сначала пишущей машинкой обзавестись. И позже было счастье при появлении компьютеров - потому что суставы сбиваются от пишмашинки. Ну и процесс производства - долгий, ручной, кропотливый, достаточно сложный и затратный. А уж иллюстрации... Все сказанное касается (и даже в бОльшей степени) научных трудов. Кстати, смысл роялти в том, чтобы издательство в гонорар автору не закладывало много и сразу (вот, скажем, оплатить "производственные расходы" на свечи, бумагу и ленту - можно). В идеале лучше вообще не платить, но если вынудят - так только процент с продаж, и желательно поменьше и недолго. И исключительное право опять же придумали издатели, ибо "издатель должен быть один". А ничего личного. Бизнес, риски.

И тут нельзя забывать, что от первого закона об авторском праве и вплоть до как минимум Бернской конвенции 1886 года - автор (по преимуществу мужчина) авторством зарабатывал и содержал дом, жену и детей. Увы, суфражистки появились только в 1890-х. А до того об эмансипации женщин мечтали-с. Так вот, смысл 25, 50 или там 70 лет копирайта после смерти автора - в том, чтобы труды умершего мужа подкармливали (или кормили, как повезет) жену и, по возможности, детей.

Слой второй: социальный.
От первого закона об авторском праве и до Бернской конвенции как минимум... а знаете в чем парадокс?
В том, что социальный статус Автора прямо зависит от количества переданных им исключительных лицензий на свои произведения.
Иногда за эти лицензии платят - но здесь прямая зависимость от публичности Автора: чем более публичной фигурой он является, тем выше гонорар. Не надо забывать, что копирайт относится только к произведениям, существующим в материальной форме. Делай, Автор. И мы вознесем тебя, и ощутишь ты власть над толпой и войдешь в сонм избранных (только не забудь исключительные права передать и наши рекламные услуги оплатить). И вот такая социальная модель Автора сложилась - она мало чем отличается от модели самодержавной монархии, в которой драгоценности, мебель, средства производства и даже корона давным-давно заложены и перезаложены, а министр финансов вертит Его Величеством как хочет. Хочет он прибыли. Бестселлеров.
Кстати: научных бестселлеров - тоже.

Вот в научном мире откуда-то появилось требование к ученым: быть открытыми обществу. Публичные лекции, публицистика, никакого занудства, авторские передачи на ТВ или в YouTube; зажигательные речи перед спонсорами также приветствуются. Ученому, по сути, предлагается стать публичной фигурой. А зачем ему это? А надо. Потому что от первого закона об авторском праве и до Бернской конвенции как минимум среди ученых действовал и смею заметить, действует по сей день принцип publish or perish (публикуйся или исчезни). В рейтингах ВУЗов количество публикаций в высокоранговых журналах - важный элемент. В резюме ученых список публикаций и ранг цитирования - также более чем существенная деталь. А от этих элементов и деталей во многом зависит получение учеными грантов, получение университетами финансирования, в том числе на фундаментальные и перспективные исследования.

А у издателя - бизнес. И он уже не издательский, и это даже не рынок инвестиций, - это рынок инвестиционной политики, и это уже ой какие другие деньги... Более чем понятно возмущение ученых ценовой политикой издательств (вот как с Elsevier - кстати, вот здесь можно скачать прайс-лист на подписку и самостоятельно насладиться). Ну и что? Ну делают они уже маленький загончик Open Access. И это ровным счетом ничего не меняет - игра практически сделана.

Почему? А потому что сформирован слой третий: интеллектуальный.
Сочинитель - еще не Автор. Чтобы стать Автором (то есть получить право на передачу исключительной лицензии на свое творение), надо влипать в весьма запутанные правила игры за право откусить от очень ограниченного ресурса. Чем солиднее журнал, конкурс или выставка, тем - что? правильно - тем строже отсев на входе - буквально за возможность того, что тебя в принципе начнут оценивать, достоин ли (публикации, гранта, выставления, исполнения). Победитель получает бесплатно опубликоваться в журнале с передачей журналу исключительной лицензии. Гонорары? О чем это вы? Это вам надо публиковаться, а не нам, скажите спасибо что бесплатно публикуем... Хорошо, сто рублей достаточно? Что вы возмущаетесь? То что вы полгода над статьей работали - это ваша проблема. Или вот, скажем, возможность выставиться в галерее с возможной перспективой продать картину или скульптуру. Или небольшая премия - но с исполнением творения симфоническим оркестром (заметьте, совершенно бесплатно!). Или - премия в форме заключения авторского договора заказа (сумма которого до заключения, естественно, не оглашается).

Система - конкурсная. На всех не хватит. Победить, чтобы стать Автором. И еще раз. И еще раз.
Потому что - резюме. Портфолио. Рейтинги. Гонорары. Статус. Реализация в полной мере тезиса "творческий человек должен зарабатывать своим творчеством". После чего можно лукавить о "смерти автора" или "конце времени композиторов" (эту чушь будут цитировать, что добавит еще несколько пунктов в рейтинг).

Стоп. А как насчет науки, в которой уже давно работают коллективами, публикуются как бы не десятком соавторов? А как насчет кинофильма, это ведь единый объект, почему в нем много отдельных авторов, а не полторы сотни соавторов? Почему ученые бунтуют против копирайта, а деятели кино нет? - а потому что публичность. Потому что профессор публикуется единолично: имеет право. Его авторский статус установлен на десятках или сотнях переданных лицензий на свои исключительные права. И на гонорарах. Еще раз: система - конкурсная. Снизу доверху. Сам конкурс как принцип - это фигура умолчания, это аксиома.

Это - целостная картина мира. В ней источник права - обычай и закон, установленный теми, кому Автор передает свое исключительное право. Включая обычай противников копирайта именовать согласных с копирайтом - "копирастами". Потому что согласен ты или не согласен - ты все равно думаешь о копирайте. Или о копилефте. О гонорарах. Потому что "автор должен кормить семью".

Ты придумал, ты сделал, ты - Автор. Концепция, возникшая до первого закона об авторском праве и уж точно до Бернской конвенции. Нет Автора - нет копирайта, но это ведь... вы что, предлагаете вернуться в средневековье?!.. А как насчет того, что информация должна распространяться бесплатно!? ...этот бред сидящих в интернетах даже и обсуждать не надо: они платят за доступ в интернет провайдеру. А когда не платят - за них платит кто-то другой. А "информация" - это абстрактное понятие, человек оперирует "сообщениями".

Вот я и говорю: на данный момент игра сделана.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

September 2017

M T W T F S S
    123
45678910
1112 1314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 17:18
Powered by Dreamwidth Studios