alexkrm: (Default)
[personal profile] alexkrm
Снова "Русская музыкальная газета". Фрагмент печатавшеся "с продолжением" статьи Ив.Липаева "Оркестровые музыканты. (Исторические и бытовые очерки)".

"Подрядчики — зло большое. Но оно грозит меньшей все-таки опасностью играющим в театральных и симфонических оркестрах, чем музыкантам, выиужденным добывать себе средства исключительно игрою по балам, обедам и т.п.

Сыграть бал, поиграть танцы... Как легко это для одних, и как тяжело — для музыкантов! Музыкант, живущий исключительно балами, — а таких, особенно в крупных городах и столицах, целыя тысячи, — жертва случая, человек без определоннаго заработка. В общем он играет не менее десяти часов подряд. За это время пальцы его превращаются в безчувственный механизм, грудь — в мехи. Мускулы его напрягаются до последней степени, силы развиваются в одну сторону, именно человека, изображающего машину. Мазурка или котильон, продолжающиеся по два-три часа, мертвят пальцы скрипачей, заставляют коченеть ноги контрабасистов, увеличивают легкие трубачей и тромбонистов. Взгляните на музыканта, пришедшаго на бал и только что начавшаго свою работу со "встречнаго" марша или полонеза, и понаблюдайте за ним — по окончании бала. Какая разница! После бала глаза его кажутся стеклянными, воспаленными от безсонницы, чаще всего лицо подергивается желтизной и мелкими морщинками, все движения же становятся усталыми. Еще совершенно свежий человек до игры танцев, после них музыкант становится точно разбитым и сумрачным... И не мудрено, так как он каждую фигуру кадрили будто смачивал своим потом, нагревал атмосферу зала собственным дыханием, и в то время, когда танцоры краснели от удовольствия. Кровь их разжигалась сладостными звуками штраусовскаго вальса, там, в оркестре, подрывалось здоровье, таяла жизнь, муэыкант думал о своей семье, об отдыхе, о сне...

Но право ли все-таки общество, не справляющееся с тем, что оркестр живая сила? Попробуйте-ка задать подобный вопрос "бальной" публике. Тогда доктор забывает, что человек не машина и мускулы и нервы музыканта не веревки; юрист отворачивается от закона, определяющего продолжительность рабочаго времени; купец не замечает, что и аршин стирается, если много им меряют; матери-танцорки не обращают внимания на музыкантов-отцов, преждевременная смерть которых от непосильнаго труда заставит, может быть, осиротеть малюток и т. д., и т. д.

Танцы, очевидно, у всех отнимают логику, и все кричат — кадриль, мазурку, вальс! И вот, на балах в польских губерпиях мазурка сплошь и рядом идет без всяких перерывов по три, четыре часа; в Москве музыканты, не вставая со стула, играют также по три часа; в военных клубах полковые музыканты "дуют" на своих инструментах без отдыха по часу, два и три, "дуют" безответно, как на карауле. И никому нет до того дела!..

Кто доставляет бальным музыкантам работу? Подрядчики, или, как их называют еще в этой среде — халтурщики, агенты, комиссионеры. Подрядчики узнают о балах и свадьбах от бальных кондитеров, хоровых регентов, псаломщиков и всякаго рода поставщиков, которым за своевременное известие о том или ином "деле" они платят проценты. Кроме того они вывешивают еще плакаты с надписью "здесь отпускают музыкантов". В Москве, Варшаве, Петербурге, Одессе, Харькове и Киеве вы встретите улицы, где подобные вывески красуются чуть ли не в каждом доме, над воротами, в окнах, на дверях, иногда с прибавлением: "здесь же заливают резиновыяе галоши и принимают в починку зонтики".

Родина подрядчиков, как и родина бальных музыкантов — Москва. Московские подрядчики поделились на целыя группы,— на театральную, арбатскую и драчевскую. Театральные имеют дело с театрами и музыкантами получше, арбатские — с любительскими спектаклями, провинциальпыми антрепренерами, играют со своими постоянными музыкантами на балах и обедах, драчевские же играют в балаганах, на "мелких", "мужицких" свадьбах, на вечеринках ремесленников. Есть еще один сорт подрядчиков, это — содержатели целых оркестров. Они берут в учение мальчиков, подготовляют с ними репертуар, играют, где только возможно, и набивают отлично свои карманы, платя лишь добавочным музыкантам ломаные гроши.

Сделки музыкантов с подрядчиками, по край ней мере в Москве, Петербурге, Одессе и Варшаве происходят добровольные, нисколько и ни к чему но обязывающия ту и другую сторону. Там есть даже гостиннпцы, служащия местом собрания музыкантов, своего рода - биржи музыкантскаго труда.

В отпошении заработной платы за балы, танцовальные вечера, обеды и т. п. подрядчики по достоинству исполнения музыкантов не ценят,— одинаковую плату, за самым редким исключением, получает у них и хороший и плохой музыкант, будь то барабанщик или скрипач. Заработная плата у бальных подрядчиков следующая: отыграть бал на месте, т.е. не выезжая из черты города, начиная от 8 часов вечера до 6 утра, стоит 2,5 — 4 — 5 рублей, в отъезд - 6—7—10—12 р., с дорогой на счет нанимателя. Относительно платы до трех рублей подрядчик ничего не говорит, но когда речь заходит, например, о трех с полтиною и более, тогда он произносит слово "с ухом", означающее прибавку. Обыкновенно бальные оркестры формируются от 3 до 30—40 человек, в большинстве же случаев играют человек 12—18, и чаще 6—14. Если подрядчпк берет от нанимателя в вечер по 5—6 рублей на человека, то музыканту 3 — З,5 рубля, и только в безвыходном положении, в конце мясоедов, когда музыканты все бывают в работе, платит 5 и 8 рублей, рискуя собственным карманом. От каждаго вечера подрядчику остается от 15 до 40—50 и более рублей. Но изредка он имеет в один вечер 2 — 3 подряда, успевает набрать 2—3 оркестра, и наживает со всех из них. В редких случаях оркестром управляет сам, но в большинстве подрядчик нанимает скрипача, справляющего обязанности капельмейстера, за что, само собою, последнему и плата повышается.

Вы видите, в каких тисках находится бальный музыкант. С одной стороны его давит подрядчик, для которого он жертва наживы, с другой — публика, невольно подтачивающая здоровье музыканта безмилосердным отношением к его труду. Он действительпо ест свой хлеб в поте лица, доказывая эту библейскую истину всею своею тяжелою жизнью".

(РМГ, 1903, №31-32, ст.706-710)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

September 2017

M T W T F S S
    123
45678910
1112 1314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 16:59
Powered by Dreamwidth Studios